Клюз в Великом Новгороде
Описание
Клюз — отверстие на борту, палубе или на фальшборте. Деталь имеет круглую, овальную или прямоугольную форму. Отверстие окантовывают металлическим прутком или литой рамой. Задача клюза заключается в пропускании якорной цепи. Окантовка предупреждает ее перетирание. В качестве рабочей детали для клюза могут быть использован буксирный канат или швартовые концы. Также клюз может быть использован для парусных судов. Деталь получает слегка продолговатую или овальную форму.
Характеристики
В зависимости от расположения клюзы делят на две группы:
- Бортовые. Категория бортовых клюзов представлена группой подвидов – палубные, с рогами, с креплением для сварки, с креплением заклепками или болтами
- Штевневые
В зависимости от конструктивных особенностей клюзы делят на следующие группы:
- Клюз-скобы. Состоят из палубного и бортового фланцев
- Простые
- Утапливающие
В качестве основных материалов для производства клюзов используется стальной сплав с высокими характеристиками стойкости к морской и пресной воде. Помимо защиты от морской коррозии материал отличается высокой прочностью, стойкостью к механическим нагрузкам и истиранию. Стальной сплав данной категории отличается защитой от воздействия ультрафиолетового излучений. Чугунный клюз отличается лучшими литейными характеристиками, высокой прочностью, устойчивостью к деформации. При этом чугун отличается долговечностью. Материал остается дешевле чем сталь. В состав чугуна могут входить графитовые включения, которые отличаются высокими характеристиками прочности.
Типоразмеры:
- Исполнение – 3-12
- Диаметр – 160-720 мм
- Высота детали – 260-1200 мм
- Длина – 285-2440 мм
- Максимальное разрывное усилие – 83-1600 мм
- Масса – 20-780 кг
Применение
В парусном направлении клюз используют для якорных цепей или проводки кабельтов. Отдельно клюзы могут быть применимы для автомобильных лебедок. Специальный механизм позволяют тросу свободно скользить через заданное отверстие в случае тягового усилия.